Казахстан рискует стать зависимым от импорта российского газа

Нехватка товарного газа, по мнению аналитиков Halyk Finance, обострится из-за нерентабельности производства, сообщает Press.kz.

Фото:

Аналитики Halyk Finance подготовили обзор рынка товарного газа Казахстана. Выводы неутешительны: республике рано переходить на газ, как основной источник энергии. Уголь пока заменить нечем. В том смысле, что этот вид топлива дешевле и доступнее на внутреннем рынке.

По данным Комплексного плана развития газовой отрасли на 2022-2026 годы, в 2024-м будет пройден пик максимального производства товарного газа на действующих активах. Даже с учетом максимальных оценок выработки дополнительных объемов товарного газа от ввода новых проектов, образуется дефицит. Потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа на 1,7 миллиарда кубометров уже в 2025 году, — сделали вывод эксперты.

На ситуацию повлияют планы газификации населения, а также растущее потребление автогаза на фоне низких тарифов на топливо. Добавят проблем и заявки от крупных потребителей. В Алматы планируют переводить ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на газ. Подключать к этому виду топлива будут и газохимические комплексы и новые предприятия, включая проекты Qarmet, АО «Конденсат».

Прогнозы аналитиков Halyk Finance подтвердил и председатель правления QazaqGaz Санжар Жаркешов, выступая на парламентском часе. Он признал, что дефицит ждут уже в 2024 году. Его слова подтверждает тот факт, что Казахстан не смог закрыть обязательства по экспорту газа в Китай в 2023 году и выплатил компенсацию. Жаркешов отметил, что в ближайшие пять лет дефицит будет только нарастать и республике придется перекрывать его за счет импорта из России, Туркменистана, Узбекистана.

Казахстан вводил запрет на вывоз из страны сжиженного газа автотранспортом еще три года назад и пока не планирует отказываться от этой практики. Во многом причиной эксперты считают низкие цены на газ.

Специалисты уверены, что правительству необходимо заинтересовать нефтедобывающие компании наращивать добычу и переработку газа. Речь идет в том числе о повышении тарифов. Эксперты отрасли считают, что рассчитывать на строительство новых заводов при текущих ценах сложно.

В Казахстане уже несколько лет периодически возникает дефицит автогаза. Перебои с поставками топлива зачастую имеют сезонный характер, но их фиксируют все чаще в разных регионах страны.