Моя мама пешка в большой игре: сын осужденного бухгалтера по делу Мухамедиулы
20 июня Байконурский суд №2 в Астане огласил решение по делу бывшего министра культуры и спорта, главы Нацмузея Арыстанбека Мухамедиулы, приговорив его к восьми годам лишения свободы. Другие подсудимые по этому делу тоже получили тюремные сроки. В частности, главный бухгалтер ТОО «Экспонат» Айым Садвакасова, которую обвиняли в хищениях в Нацмузее, приговорили к семи годам лишения свободы. С приговором суда не согласен сын осужденной, который заявил, что его мать лишь «пешка в большой игре высокопоставленных лиц». Подробнее на Press.kz.
Сын бухгалтера Нурбек Садвакасов в беседе с корреспондентом Press.kz рассказал, что Айым Садвакасова работала на нескольких предприятиях. Работа в Нацмузее, при этом, не была основной. Он также заявил, что Садвакасова до этого дела не была замешана ни в одном коррупционном деянии и не имела судимостей.
Если говорить о процессе, о том, как шло следствие, мне мама сообщила только после 2-3 месяцев. Изначально она все держала в секрете от родных, чтобы никого не беспокоить и чтобы не переживал никто. Особенно, ее престарелые родители. Я сам живу в Алматы, у меня там дочка и жена, я только заканчиваю учебу. 26 июня я должен был получить диплом, но теперь я приехал в Астану, потому что тут суд, тут у меня сестренка и мама в СИЗО. Когда мама рассказала о деле, она была в нем в качестве свидетеля. Она просила не переживать, ведь была уверена, что все будет хорошо. После того, как она узнала, что ее из свидетеля переквалифицировали в подозреваемую, в ее голосе было слышно недоумение и страх за будущее, — рассказал сын осужденного бухгалтера.
Нурбек Садвакасов также заявил, что следователи Антикоррупционной службы оказывали давление на его мать. Об этом Айым Садвакасова сама заявляла в ходе суда, рассказывая, как на нее давили психологически и морально, а также кричали. В Антикоррупционной службе редакции Press.kz сообщили, что не комментируют решение суда. Момент о давлении на осужденную в ведомстве пока не прокомментировали.
Также в ходе судебных заседаний бухгалтер подрядной организации ТОО «Экспонат» заявляла, что она просто «пешка в большой игре». Эти слова повторил и ее сын.
Моя мама — просто пешка в большой игре высокопоставленных людей. В своем последнем слове она сказала, что в обычной жизни эти люди даже не заметили бы ее. Сколько я был со своей мамой, никогда не было такого, чтобы она вела какие-то общие дела с высокопоставленными чиновниками. Она была обычным человеком, бухгалтером. Она из окружения людей, которые взяли квартиру в ипотеку, которые в кредитах, которые берут в долг и даже не помышляют и многомиллионных хищениях. На данный момент все, что имеет моя мама — все было взято в кредит и в рассрочку. Она платила все это сама исправно. Как она сама выражалась, она пахала как лошадь. Я являюсь сам свидетелем всего. Когда был помладше, я ночами сидел в офисе. Меня не с кем было оставить. Мы были только вдвоем. Я рос без отца и она меня поднимала. Тогда еще не было сестренки. Я спал на трех стульчиках в офисе и не жаловался, потому что понимал, что мама работает и старается для меня. К этим играм, страстям, что происходят наверху, моя мама отношения не имеет, — заявил Садвакасов.
Приговор суда Нурбек Садвакасов считает полным абсурдом. Он напомнил, что в некоторых случаях за убийство людей приговаривают к 1,5 годам лишения свободы. Редакция, в свою очередь, хочет напомнить, что сыновья депутата Жигули Дайрабаева, обвиняемые в мошенничестве в особо крупном размере, получили условный срок.
В ходе судебного следствия установлено, что осужденная Садвакасова имеет на иждивении ребенка 2017 года рождения. Из пояснений бухгалтера следует, что она одна воспитывала ребенка без биологического отца. Доверенность представлять права шестилетнего ребенка получил ее брат Нурбек. Он заявил, что не бросит сестренку, вот только не знает, как сказать ей, что она увидит мать через шесть лет (один год Садвакасова отбыла под домашним арестом — прим. ред.).
Сестренку я люблю как родную дочку. Я 16 лет рос один и у меня вдруг появляется сестренка, я ее обожаю, люблю, хоть она от другого отца. Первые 1,5 года я с ней был постоянно, потому что мама через неделю после родов пошла работать. Она сняла квартиру нашу в том же доме, где работала, и поднималась только в моменты кормления. Я тогда научился менять памперсы, ухаживать за малолетним ребенком, иногда пропускал школу, когда было особенно тяжело. Неделю назад мама написала на меня доверенность на сестренку. Я когда читал этот документ, у меня на глазах навернулись слезы, — заявил молодой человек.
Сын Садвакасовой заявил, что они не согласны с приговором суда и будут подавать апелляцию. Он также является видеографом и сказал, что придаст дело огласке, надеясь на то, что справедливость восторжествует.
Моя мама сильная и боевая женщина. Она тот облик женщины, о которой говорят, что она независимая и сама себя построила. Она родилась в Жамбылской области, в Кордайском районе. Отучилась в Таразе. Переехала в Астану. Взяли квартиру в ипотеку. Помню, у нас не было стола. Мы сделали его из пятилитровок от Tassay, склеив их и поставив на них доску. Ее путь был сложным. Я моментами видел в детстве, как она запиралась в комнате и плакала от усталости. Но при этом она умудрилась вырастить меня, воспитывает дочь. Мы не нуждались в чем либо благодаря ей. Да, было трудно, но мы были вместе. Она передала мне честность, справедливость, доброту, любовь к миру и к развитию. Она всегда мне твердила, что нужно учиться и верила в мою мечту режиссера. Если спросить у кого угодно из ее знакомых, все скажут, что Айым помогала по возможностям, иногда не по возможностям. Но я не понимаю, как она попала в такую ситуацию. Так несправедливо. Хочется верить, что все еще будет хорошо, — резюмировал Нурбек Садвакасов.
Напомним, бухгалтера ТОО «Экспонат» Айым Садвакасову обвиняют в пособничестве в совершении хищения путем растраты. Согласно отчету аудиторской компании «Даму» от 27 июля 2022 года, ТОО «Экспонат» совершил услуги на сумму 221 млн 411 тыс. 730 тенге без фактического выполнения оказания услуг и отгрузки товара. Сама Садвакасова вину не признала. Изначально прокурор запрашивал для подсудимой девять лет лишения свободы, однако 20 июня 2023 года суд приговорил Айым Садвакасову к семи годам тюрьмы.