Охота на ведьм: за что судят журналистов в Казахстане и где Данияр Адилбеков?
В Казахстане наблюдается волнующий тренд, который вызывает серьезные опасения по поводу свободы слова и независимости СМИ в стране. «Охота на ведьм», как метафорическое обозначение преследования критически настроенных журналистов, становится все более распространенной практикой. Это проявляется через массовые заключения журналистов, часто без должного обоснования и сомнительных юридических предпосылок. Press.kz подготовил обзор, за что судят журналистов в Казахстане, рассмотрев самые яркие примеры.
За последние несколько лет на скамье подсудимых нередко оказываются известные в казахстанских массмедиа люди. Только по статье 130 Уголовного кодекса РК «Клевета» за последние 10 лет было вынесено более 80 приговоров. Не меньше количество претензий и исков по защите чести, достоинства и деловой репутации было предъявлено казахстанским журналистам. Но сами журналисты, в большинстве случаев, отказывались признавать себя виновными. Некоторые казахстанцы высказывают мнение о том, что, может быть, далеко не все осужденные действительно причастны к тому, в чем их обвиняют.
Махамбет Абжан
Журналист Махамбет Абжан был задержан 3 июля 2023 года Антикоррупционной службой по подозрению в вымогательстве в особо крупном размере у предпринимателя «под угрозой распространения в СМИ порочащих сведений». При этом сообщалось, что он задержан с поличным после получения 50 миллионов тенге. Абжан эти обвинения отвергал.
В пресс-службе суда Астаны пояснили, что Махамбет Абжан, являясь собственником и автором Telegram-канала ABZHAN NEWS, с июня по июль 2022 года разместил публикацию на канале с заведомо ложными сведения в отношении заместителя председателя Правления АО «Астана — Региональная электросетевая компания» Кожабаева Г., в отношении заместителя председателя правления АО «АстанаТеплоТранзит» Мукина К. и в отношении индивидуального предпринимателя Махат Р.
В ходе предварительного слушания подсудимый и его адвокат заявили о давлении. В частности речь шла о применении в отношении подсудимого «недозволенных методов» со стороны начальника конвоя, обеспечивающего доставление подсудимого в зал судебного заседания, и заявлений подсудимого о том, что сотрудники антикоррупционной службы высказывают угрозы в отношении его супруги и родственников. Суд вынес постановление, в котором поручил прокуратуре провести проверку. Результаты этой проверки до сих пор не оглашены.
3 февраля специализированный межрайонный суд по уголовным делам Астаны приговорил к девяти годам журналиста Махамбета Абжана, обвинённого в «распространении заведомо ложной информации», «вымогательстве».
После оглашения приговора, присутствовавшие в зале скандировали в адрес судьи: «Позор!» Также несколько человек, пришедшие в зал суда с флагом Казахстана, скандировали: «Бостандық!» (Свободу!).
Международная неправительственная организация «Комитет по защите журналистов» ранее выражала обеспокоенность в связи с задержанием «критически настроенного репортёра», который ранее «подвергался преследованию со стороны полиции и уголовному расследованию в связи со своей работой».
Владимир и Наргиз Северные
Супруги-журналисты Владимир и Наргиз Северные были задержаны 21 апреля 2023 года. За день до своего задержания в социальных сетях они сообщали о получении угроз.
По версии следствия, журналисты требовали от предпринимателя сумму в 15 миллионов тенге за то, чтобы не публиковать негативные материалы о его компании. Когда им было передано только пять миллионов тенге, они были задержаны. Кроме того, рассматривается инцидент, произошедший в 2019 году, когда, по версии обвинения, Наргиз Северная потребовала от владельца кофейни 500 тысяч тенге за то, чтобы не публиковать материалы «негативного характера» в газете. Утверждается, что было получено 200 тысяч тенге от предпринимателя. При этом экспертиза стенограмм аудиозаписей подтвердила, что в словах Наргиз Северной содержалось не требование о передаче денег, а всего лишь побуждение, т. е. выражение просьбы.
Прокурор просил признать журналистов виновными и назначить каждому из них по 11 лет лишения свободы. Владимир и Наргиз Северные не признали своей вины и настаивали на полном оправдании, ссылаясь на реабилитирующие основания и статью 77 Конституции РК, которая гласит, что гражданин считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда, а сам обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Также никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Реализация этих принципов обеспечивается всей правоохранительной и судебной системами, перед которыми равны все граждане страны.
На суде журналист Владимир Северный заявил, что «кто-то хочет, чтобы он прекратил заниматься журналистской деятельностью».
В итоге суд признал Владимира Северного виновным в вымогательстве в группе лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере и назначил ему наказание в виде 7 лет лишения свободы. Наргиз признали виновной в вымогательстве в группе лиц по предварительному сговору, неоднократно, в особо крупном размере, ей было назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы, но в связи с наличием малолетнего ребенка наказание отсрочено на 5 лет.
Амангельды Батырбеков
Амангельды Батырбеков известен своими журналистскими расследованиями о судьях и чиновниках от образования в Туркестанской области и своими громкими постами в Facebook. Он не раз сталкивался с давлением, которое связывают с его профессиональной деятельностью.
К примеру, 4 января 2022 года в Амангельды Батырбекова стреляли рядом с его домом в городе Сарыагаше. Пуля попала в его сына Динмухамеда — он получил ранение и лечился в больнице. Виновным в заказе на убийство признали бывшего чиновника Бауыржана Майрихова. Суд приговорил его к 11 годам и трём месяцам тюрьмы.
В 2019 году на журналиста подал в суд руководитель отдела образования Келесского района Туркестанской области Бахтияр Абдиев за пост в Facebook. Истец просил привлечь журналиста за клевету и оскорбление. Журналист в своем посте указал, что в 2018 году директора трех школ района уволились по собственному желанию, но через некоторое время были приняты обратно на те же должности вне конкурса. Не получив у государственных органов приемлемых для него ответов о кадровых перестановках, журналист предположил, что здесь есть следы коррупционной схемы, и руководство отдела образования Келесского района вынуждает директоров школ увольняться и принимает обратно за вознаграждение.
Несмотря на то, что в его защиту выступали коллеги по цеху и активисты, суд Сарыагашского района приговорил Батырбекова к двум годам и трём месяцам лишения свободы, но Туркестанский областной суд отменил приговор районного суда и журналиста оправдали. В 2020 году Батырбекова также несколько раз обвиняли в «клевете» и «оскорблении», но затем также оправдывали из-за отсутствия состава преступления.
3 июля 2023 года постановлением Сарыагашского районного суда в Туркестанской области Амангельды Батырбекова арестовали за якобы клевету. Он опубликовал материал, в котором сообщил о бывшей судимости нынешнего депутата Болатбека Нажметдинулы. Сам мажилисмен эту информацию опроверг.
После этого депутат Нажметдинулы, засудивший журналиста, поблагодарил казахстанцев за черный пиар.
Несмотря на то, что Батырбеков все-таки отсидел 20 суток, международный Фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» считает приговор несправедливым, отметив, что суд фактически отменил такие понятия как «право на ошибку» и «добросовестное заблуждение».
Марина Низовкина
8 ноября 2023 года первый заместитель начальника ДП Шымкента Ермахан Абдраманов обвинил журналиста телеканала Atameken business и сайта Vera.kz Марину Низовкину в клевете. Поводом для разбирательства стали публикации журналиста в своих социальных сетях.
В 2023 году Марина Низовкина опубликовала два поста в Facebook, в которых говорится, что служебный автомобиль, предположительно, первого заместителя начальника ДП Шымкента Ермахана Абдраманова был остановлен по подозрению в использовании поддельных государственных номеров. Абдраманов посчитал, что данные сведения порочат его честь и достоинство, поэтому подал в суд на журналиста Марину Низовкину.
Как сообщил международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз», 1 ноября 2023 года журналистка ознакомилась с протоколом о привлечении к административной ответственности, на следующий день материалы дела были направлены в суд, хотя Низовкина предоставила полицейскому документальные подтверждения своих слов.
Через несколько дней суд прекратил данное дело, так как выяснилось, что никаких негативных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию полицейского, в публикациях не содержится.
После этого журналист Марина Низовкина обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с заявлением о давлении со стороны полиции и призналась, что не чувствует себя в безопасности.
В моих текстах не обнаружено клеветы. Но, несмотря на это, сейчас я не чувствую себя в безопасности, я опасаюсь за свою безопасность и безопасность своей семьи. К чему, например, участковому требовать от меня документы на моего несовершеннолетнего сына? Я считаю, что сейчас моя деятельность будет под каким-то прессингом и угрозой. Я боюсь вечером выходить поздно с работы домой, я боюсь ездить за рулем своего автомобиля, потому что я боюсь различных провокаций, причем не только на дороге. Уважаемый президент, я прошу вас посодействовать тому, чтобы полиция Шымкента не работала против жителей города, чтобы мы, наоборот, все вместе работали, чтобы наш город стал безопасным. Я считаю, что мы должны в полицию обращаться за помощью, а не быть каким-то объектом для запугивания, — заявила Низовкина.
На этом история не закончилась. Апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции недостаточно выяснил фактические обстоятельства дела, не принял во внимание заключение экспертиз Шымкента и Астаны, не принял меры по назначению еще одной экспертизы при наличии двух противоречащих экспертиз, а предоставленные Низовкиной на заключение экспертов скриншоты не были легализованы.
Поэтому журналиста Марину Низовкину признали виновной по ч. 2 ст. 73-3 КоАП РК «Клевета». Суд наложил на Низовкину административное взыскание в виде штрафа в размере 180 МРП (621 тысяча тенге).
Данияр Адилбеков
27 марта 2024 года был задержан журналист Данияр Адилбеков.
Журналиста Данияра Адилбекова задержали по заявлению вице-министра энергетики РК Ерлана Аккенженова. В доме журналиста произвели обыски, а после — провели суд и задержали на два месяца. Журналисту вменяют статью 419 УК РК «Заведомо ложный донос».
Данияр Адилбеков обратился к журналистам Казахстана, заявив, что в своих публикациях он призывал обратить внимание на многочисленные обращения иностранных инвесторов, которые утверждали, что стали заложниками коррупционной схемы. Письмо было в открытом доступе на портале E-Otinish на имя президента РК Касым-Жомарта Токаева.
Призываю вас, независимые СМИ страны, провести журналистское расследование. У меня есть вопросы: была ли проверка в отношение Ерлана Аккенженова, чтобы утверждать, что это заведомо ложный донос? Я не писал на него заявление в правоохранительные органы, а лишь призывал компетентные органы, а это может быть Комитет по этике Министерства энергетики РК. Хоть как-то были проверены доводы? Ответ — нет. Я считаю, что меня судят за правду те, кто разворовывает страну и лоббирует интересы эксклюзивного покупателя казахстанской нефти Vittol, — заявил Данияр Адилбеков в своем обращении к общественности.
Стоит отметить, что про Ерлана Аккенженова Press.kz уже писал. В ноябре 2023 года в социальных сетях появилось письмо от компании Caspian Investments Resources Ltd — дочерней компании китайской нефтяной и химической корпорации Sinopec, которая добывает нефть в западном Казахстане, а далее направляет ее на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы. Письмо было на имя Олжаса Бектенова, тогда еще руководителя Администрации Президента РК. Компания заявляла, что последние три месяца столкнулась с проблемами поставок нефти. А все из-за того, что Министерство энергетики без объяснения, без нормативно-правовых актов и регламента, перераспределяет поставки нефти, перебрасывая ее с завода на завод.
Тогда журналист Press.kz, встретив в кулуарах Мажилиса руководителя Управления транспортировки нефти Департамента транспортировки и переработки нефти Министерства энергетики РК Эльмиру Арапову, спросил: есть ли проблемы с поставками? Чиновница не просто не ответила на вопрос, она убежала от корреспондента.
После этого редакция Press.kz отправила запрос в Министерство энергетики РК на имя вице-министра Ерлана Аккенженова, в котором была освещена проблема с поставками нефти на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы. Стоит отметить, что запрос Аккенженову был отправлен еще до встречи с Араповой. Получив спустя две недели ответное письмо от вице-министра, мы удивились. Потому что Ерлан Аккенженов проигнорировал большую часть наших вопросов и конкретно не ответил на вопрос — имеются ли проблемы с поставками? Подробнее о наших вопросах и ответах вице-министра можете прочитать на сайте. Здесь хотим отметить, что редакция Press.kz ничего не утверждала, ни на кого не клеветала, а лишь хотела выяснить правду, которую обсуждали в социальных сетях. Ведь именно в тот период были новости о дефиците топлива, о проблемах на казахстанских ТЭЦ. Вопросы поставок нефти — одни из важных для нашего сырьевого государства, поэтому наш интерес и интерес самого журналиста неудивителен.
Не согласившись с ответами Аккенженова, редакция перенаправила запрос в Министерство энергетики РК, и получили ответ, что в Министерство энергетики жалоба от компании Caspian Investments Resources Ltd не поступала — хотя она и не должна была поступить в министерство, так как была отправлена в Администрацию президента. Ерлан Аккенженов в ответе на запрос написал, что готов встретиться с редакцией и «все обсудить».
Редакция Press.kz готова к встрече с Ерланом Аккенженовым, чтобы разъяснить ситуацию, а также узнать, была ли в отношении него инициирована проверка и на каком основании было написано заявление.
Редакция Press.kz считает, что «охота на ведьм», в данном случае на журналистов, создает угрозу для свободы прессы и демократических принципов. Они подрывают основы здорового общества, где свободный обмен информацией и критика власти играют ключевую роль в обеспечении открытости и прозрачности.
Критическая журналистика является важным элементом демократического общества, поэтому попытки ограничить ее свободу и манипулировать медийным пространством представляют собой серьезную угрозу для демократических институтов в Казахстане.
С целью поддержки свободы прессы и защиты прав журналистов, необходимо принять срочные меры. Это может включать в себя проведение независимого расследования случаев преследования журналистов, обеспечение доступа к судебной защите и гарантирование свободы выражения мнений.
Казахстан стоит перед выбором — защищать основы демократии и свободы слова или подвергать их угрозе через ограничения и преследования. Решение этого вопроса будет иметь долгосрочные последствия для развития страны и ее международного статуса как демократического государства.
Авторы: Айша Кутубаева и Венера Касумова