Казахстанские производители одежды не могут конкурировать с Китаем. Объясняем, почему

Уже несколько лет главными импортерами одежды для Казахстана являются Китай, Узбекистан и Турция, это и понятно: трудно конкурировать с продукцией, которую можно закупить в десятки раз дешевле, чем произвести у себя на родине. Что мешает казахстанской легкой промышленности конкурировать Press.kz выяснил у отечественных дизайнеров.

Фото:

Проблемы развития легкой промышленности в Казахстане

Поговорим о статистике. Несмотря на то, что объем производства в отечественных компаниях ежегодно растет, конкурировать с главными импортерами все равно трудно.

Так, по данным статистики Energyprom, емкость внутреннего рынка потребления одежды, текстиля и обуви в Казахстане за прошлый год выросла более чем на 50%, до 1,5 трлн тенге. Доля отечественного производства в целом по отрасли сократилась с 10% до 9%.

Опираясь на данные АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry», в сравнении с объемами импорта выпуск товаров легпрома на казахстанских предприятиях на сумму 177,9 млрд тенге выглядит небольшим, даже с учетом того, что производство в отечественных компаниях в деньгах за год выросло на 6%.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, основными проблемами развития легкой промышленности в Казахстане являются:

— низкий уровень переработки сырья,

— отсутствие полного цикла производства тканей,

— слабое развитие производств полуфабрикатов и фурнитуры,

— высокий уровень зависимости предприятий от госзаказа,

— отсутствие химикатов и красителей для легкой промышленности,

— высокие налоговые ставки,

— низкая конкурентоспособность конечной продукции с импортными аналогами.

С такими данными согласен и один из основателей Казахстанской недели моды (KFW), отечественный дизайнер Алексей Чжен. По его мнению, нам трудно конкурировать с тем же Китаем, потому что сами мы ничего не производим. Даже хлопок, собранный в Туркестанской области, лишь на 15% от всего объема подвергается глубокой переработке внутри страны. А основная часть сырья — одного из самых важных звеньев всей текстильной промышленности — продается за рубеж в непереработанном виде.

Так, в 2022 году Казахстан экспортировал 30,2 тысячи тонн хлопкового волокна, получив за это 66,8 миллиона долларов. В основном хлопок покупают Китай, Турция, Узбекистан, Молдова и Латвия. К слову, первые три страны являются крупными поставщиками в Казахстан тканей, ниток, текстильной домашней продукции и готовой одежды. И по ценовой политике этого конечного продукта трудно конкурировать с этими странами, даже несмотря на логистические затраты.

-У нас нет тканей, сырья, фурнитуры. Поэтому конкурировать не только с Китаем тяжело, но и с другими странами, правительства которых активно вкладываются в развитие легкой промышленности (сокращают налоги, выделяют какие-то преференции), и успешно его развивают, выходя на зарубежные рынки, — говорит Алексей Чжен.

Он также прокомментировал, обострится ли конкурентная ситуация с введением безвизового режима между Казахстаном и Китаем. Ведь, опираясь на статистику, торговые отношения между странами ежегодно растут, что с одной стороны положительно сказывается на доступности товаров для казахстанцев, с другой, безусловно, ставит вне конкуренции отечественное производство. Так, по итогам 2022 года взаимная торговля между Казахстаном и Китаем достигла 24 миллиардов долларов. Экспорт казахстанской продукции в Китай вырос более чем на треть и превысил 13 миллиардов долларов, импорт увеличился на 33,5% и составил 11 миллиардов долларов.

Не вижу в этом ничего плохого, люди не приезжают сюда на ПМЖ. Да, люди, возможно, будут больше везти товара, но многие наши соотечественники и зарабатывать будут больше, в первую очередь это благоприятно скажется на развитии отечественного туризма. Заработают владельцы ресторанов, клубов, музеев, магазинов и так далее, и в конце концов государство получит больше налогов. Чем больше туристов будут к нам приезжать, тем больше мы будем развиваться и зарабатывать, — считает дизайнер.

Отечественный дизайнер, основатель бренда «ShakerBay» Меруерт Шакербаева тоже считает, что при безвизовом режиме с КНР, в легкой промышленности, fashion-индустрии и на рынке товаров одежды ничего не изменится. Дизайнер убеждена, что люди, привыкшие к качественной одежде, продолжат ее покупать.

Тяжелый люкс на нашем рынке больше представлен аксессуарами, чем одеждой. А люди, привыкшие покупать бренды люкс, сейчас больше переходят на авторские вещи, чтобы это было индивидуально и с национальным колоритом. Даже европейцы очень любят наши модели, принты, ткани и крой, потому что мы умеем подчеркнуть и скрыть то, что надо, в фигуре. И этого невозможно сказать про Китай — качество пошива и качество тканей — все не соответствует. Например, наша аудитория клиентов, уже привыкшая к комфорту, будет поддерживать отечественного производителя в силу своей патриотичности, — говорит Меруерт Шакербаева.

Она также подчеркнула, что казахстанским дизайнерам, производственным цехам и фабрикам тяжело развиваться, потому что легкая промышленность никак не субсидируется (не поддерживается – прим.ред.) государством, и никто в этой индустрии не получает никаких льгот, за исключением госзаказа.

По ее мнению, казахстанским фабрикам не хватает дизайнеров и денег, чтобы конкурировать с Китаем, Турцией и Узбекистаном, а вот с европейскими брендами вполне возможно.

Сейчас наши фабрики и цеха стали качественно и шить, и вязать. Вязальные цеха, конечно, маленькие, тиражи и мощности небольшие, специалисты не те, но при этом они стараются и изготавливают качественные вещи. Единственное, чего не хватает многим фабрикам по массмаркету – это нанять хорошего дизайнера, который выстроит им линейку одежды, а они уже будут ее производить. Вот тогда вполне возможно они смогут перебить европейские качественные товары. Но из-за того, что мы не производим своей пряжи, у нас нет полного производственного цикла, приходится закупать материалы и фурнитуру за большие деньги через посредников, это все сказывается на цене. Однако даже эти цены на изделия отечественного производителя вполне приемлемые, и по качеству могут конкурировать с европейскими изделиями, — говорит Меруерт Шакербаева.

Еще один основатель  Казахстанской недели моды (KFW), дизайнер Саят Досыбаев считает, что отечественный производитель нуждается в поддержке государства, нужно дотировать сферу легкой промышленности, разработать полный производственный цикл, чтобы казахстанский продукт был качественным и конкурентоспособным на рынке.

 Пошивочным цехам и фабрикам нужно объединиться с дизайнерами, либо нанять таких специалистов, чтобы они выпускали интересный для потребителя качественный и модный продукт. Например, у нас появился такой цех, завод, где мы определяем группу дизайнеров, которые будут работать каждый в своем стиле, и для произведенной продукции организуем точку сбыта. Мало иметь цех, надо иметь магазины в крупных городах, то есть конечного потребителя. Вот тогда производство было бы цикличным. А пошить и сидеть полгода ждать, пока товар продастся – плохой подход, цикличное производство так не работает, — отмечает основатель KFW.

Он также отметил, что у многих пошивочных цехов, которые держатся на плаву и зарабатывают, всегда есть стабильный потребитель, стабильные заказы от строительных компаний, нефтефабрик и министерств, которым форму надо обновлять ежесезонно. И таким фабрикам, сидящим на госзаказе, просто не очень выгодно придумывать что-то креативное для обычного потребителя.

Фабрикам выгоднее выполнять госзаказы Министерства обороны, МВД, строительных компаний, столовых, которым они шьют спецодежду в огромных количествах, чем заниматься мелким творчеством. Поэтому назвать их «фабриками моды» нельзя, это просто пошивочные цеха. То есть, у них есть постоянный спрос, а для того, чтобы спрос появился у дизайнеров, должны быть точки сбыта, потому что каждый дизайнер не сможет открыть свои магазины, ведь аренда очень дорогая. Нам для развития индустрии хотя бы внутри страны необходима работающая госпрограмма, благодаря которой творческим людям на каких-то дотациях предоставят и цех, и точки сбыта. Тогда будет спрос на отечественный продукт, и конкурировать будет легче, — отмечает Саят Досыбаев.

В целом, все эти проблемы привели к тому, что даже текстильные товары, производимые в Казахстане, не могут конкурировать с импортом по цене. Отсюда вытекает еще одна проблема — не имея возможности конкурировать на рынке, швейные фабрики пытаются выжить за счет госзакупок. Они приносят стабильный доход, но перспективы развития нет. А чтобы быть конкурентоспособными, нужно постоянно развиваться, увеличивая ассортимент, но пока, по всей видимости, казахстанские производители в этот тренд влиться не могут.

Развитие отечественного рынка fashion-индустрии

А вот рынок fashion-индустрии, по словам Алексея Чжен, за последние пять лет подвергся колебаниями. Причин много, в том числе на это негативно повлияла пандемия и долгий карантин, январские события и ситуация, связанная с военной операцией России в Украине.

Людям не до моды, поменялись прерогативы. Кроме того, сейчас в Казахстане идет чистка. На рынке останутся настоящие дизайнеры, которые имеют соответствующее образование, живут, работают и хотят сделать страну лучше, а не просто сегодня на этом заработать, перепродавая тренды и тенденции. Настоящим специалистам надо продолжать развивать fashion-индустрию, тогда отечественный почерк, который уже есть, будет еще более известным во всем мире, — считает Алексей Чжен.

Меруерт Шакербаева добавила, в отечественной fashion-индустрии появилось очень много дизайнеров с богатой внутренней философией, представляющих уникальный продукт, который цепляет даже европейских модниц.

У каждого есть свой ДНК, они узнаваемы, так как сейчас они производят и шьют с умом, понимая свою целевую аудиторию. Сейчас часто приглашают казахстанских дизайнеров на зарубежные показы, где они на высоком уровне представляют свои коллекции, которые очень нравятся публике, например, европейцам. Мне кажется, европейские дизайнеры уже ничего нового не могут внести, это уже такая стареющая Европа. Их стандарты нашим восточным женщинам не подходят, и поэтому казахстанские дизайнеры на международных подиумах цепляют своим кроем, харизмой, предлагая европейскому рынку то, чего у них нет, — рассказывает дизайнер.

По ее мнению, отечественных дизайнеров от зарубежных коллег отличают индивидуальный подход к клиенту и ручная работа – и только по этим причинами Китай Казахстану – не конкурент.

Китай нам не конкурент, потому что дизайнерская одежда – не продукт массмаркета. Мы, например, позиционируем себя как премиальный дизайнерский бренд, так как используем только натуральные ткани, ручную работу небольших тиражей и ориентируемся на индивидуальный подход к каждому, а этого не может дать китайский рынок, — подчеркнула Меруерт Шакербаева.

В Грузии и Азербайджане, по словам основателей KFW Алексея Чжена и Саята Досыбаева, которые тесно связаны с развитием модного рынка в этих странах, ситуация в fashion-индустрии выглядит еще хуже, чем в Казахстане, но это уже связано с ментальными особенностями южнокавказских государств.