Шымкентского журналиста признали виновной в клевете на полицейского

8 ноября 2023 года первый заместитель начальника ДП Шымкента Ермахан Абдраманов обвинил журналистку Марину Низовкину в клевете, однако через несколько дней суд прекратил данное дело, так как выяснилось, что никаких негативных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию полицейского, в публикациях не содержится. 12 февраля апелляционная инстанция в Шымкенте признала Марину Низовкину виновной в клевете, передает Press.kz.

Фото:

В 2023 году Марина Низовкина опубликовала два поста в Facebook, в которых говорится, что служебный автомобиль, предположительно, первого заместителя начальника ДП Шымкента Ермахана Абдраманова был остановлен по подозрению в использовании поддельных государственных номеров. Абдраманов посчитал, что данные сведения порочат его честь и достоинство, поэтому подал в суд на журналиста Марину Низовкину.

Как сообщил международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз», 1 ноября 2023 года журналистка ознакомилась с протоколом о привлечении к административной ответственности, на следующий день материалы дела были направлены в суд, хотя Низовкина предоставила полицейскому документальные подтверждения своих слов.

Через несколько дней суд прекратил данное дело, так как выяснилось, что никаких негативных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию полицейского, в публикациях не содержится.

После этого журналист Марина Низовкина обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с заявлением о давлении со стороны полиции и призналась, что не чувствует себя в безопасности.

В моих текстах не обнаружено клеветы. Но, несмотря на это, сейчас я не чувствую себя в безопасности, я опасаюсь за свою безопасность и безопасность своей семьи. К чему, например, участковому требовать от меня документы на моего несовершеннолетнего сына? Я считаю, что сейчас моя деятельность будет под каким-то прессингом и угрозой. Я боюсь вечером выходить поздно с работы домой, я боюсь ездить за рулем своего автомобиля, потому что я боюсь различных провокаций, причем не только на дороге. Уважаемый президент, я прошу вас посодействовать тому, чтобы полиция Шымкента не работала против жителей города, чтобы мы, наоборот, все вместе работали, чтобы наш город стал безопасным. Я считаю, что мы должны в полицию обращаться за помощью, а не быть каким-то объектом для запугивания, — заявила Низовкина.

На этом история не закончилась. Апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции недостаточно выяснил фактические  обстоятельства дела, не принял во внимание заключение экспертиз Шымкента и Астаны, не принял меры по назначению еще одной экспертизы при наличии двух противоречащих экспертиз, а предоставленные Низовкой на заключение экспертов скриншоты не были легализованы.

Поэтому журналиста Марину Низовкину признали виновной по ч. 2 ст. 73-3 КоАП РК «Клевета». Суд наложил на Низовкину административное взыскание в виде штрафа в размере 180 МРП (621 тысяча тенге).

Я считаю, что в этом процессе стыдно должно быть тем, кто выиграл такой процесс, а ни тем, кто проиграл. Я абсолютно была уверена, что в этом случае отсутствуют и признаки, и сам состав правонарушения, предусмотренные статьей 73-3 КоАП РК. Даже в своем разъяснении, если вы все заметили, судья просто мягко отошла от той темы – какие клеветнические сведения содержатся в публикации за 11 сентября. Получается, что журналист прежде, чем что-то выпустить, например, произошло какое-то событие, задержали кого-то по подозрению в коррупции, по мнению суда, не вправе публиковать это ровно до того момента, как вступит в силу приговор, в котором будет установлена вина этого человека. А ведь экспертиза и одна, и вторая, и третья подтвердили — публикация это обычное информирование. Населения, граждан, подписчиков. Таким образом, я считаю, что надо перестать информировать и тогда никто из вас никогда не совершит никакого административного правонарушения. Критика – это не ложь, критика – это просто объективное высказывание своего мнения, своего видения по той ситуации, которая сейчас происходит, — цитирует адвоката журналиста Наталью Бурмистрову фонд «Әділ сөз».

3 июля 2023 года постановлением Сарыагашского районного суда Туркестанской области главный редактор «С-Информ» Амангельды Батырбеков был арестован на 20 суток по обвинению в клевете. Фактически суд отменил такие понятия как «право на ошибку» и «добросовестное заблуждение», считает Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ сөз».

11 августа 2023 года  журналиста Сандугаш Дуйсенову задержали за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (статья 147 УК РК). После этого адвокат журналиста Ильмира Назырова рассказала, что заявление на ее подзащитную написал герой газетной публикации Сандугаш Дуйсеновой, осужденный за убийство односельчанина в тот момент, когда у него на руках находился 2-летний ребенок. Малыш при этом тоже получил ранение. Подробнее здесь. Комментируя свое задержание, журналист Сандугаш Дуйсенова заявила, что ее раздели догола и пытались сломать волю.

Международная правозащитная организация “Репортеры без границ” заявила, что в “Новом Казахстане” ситуация с журналистами ухудшается.