Директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян ответил на один из самых конфликтных вопросов в Казахстане. До сих пор эксперты не сошлись во мнении, как сделать транспорт в стране более доступным. Press.kz поинтересовались, когда казахстанцам стоит ждать спада цен и будет ли он когда-нибудь в принципе.
Могут ли быть автомобили дешевле? Сейчас, в нынешних условиях, нет, однозначно не могут, — сказал Мискарян.
Свой ответ эксперт пояснил тем, что с 2019 года мировой рынок автомобилей страдает от нехватки производства. До сих пор, несмотря на отмену пандемии, автопрому не хватает многих компонентов для стабильного покрытия спроса населения.
Если говорить о том, что было на рынке в 2018-2019 годах, то мы знаем, что мировое производство автомобилей было на уровне 95 миллионов автомобилей в год — столько производилось до пандемии. Сейчас, по итогам 2022 года, во всем мире произвели 85 миллионов машин. В 2021 или 2020 году и то меньше, соответственно, на мировом рынке машин сейчас не хватает. Мы с вами знаем, что цена зависит от двух фундаментальных факторов — это объем предложения и объем спроса. Если мы видим, что спрос превышает предложение, то в этих условиях просто противоестественно каким-то образом сделать автомобиль дешевле. Другой вопрос: мы можем сделать автомобили доступнее с точки зрения ставок по автокредитам или с точки зрения ставок для бизнеса по кредитам на развитие, например, на создание производств тех или иных автокомпонентов, — объяснил эксперт.
Также из беседы мы узнали, что в тех странах, где так или иначе занимаются развитием автомобильной отрасли, есть определенные тарифно-таможенные инструменты регулирования рынка. Отсюда и зависимость автобрендов от денежно-валютной политики страны, а также от курса того государства, куда эти автомобили в итоге поставляются. Также не стоит забывать, что в Казахстане уже несколько лет действует местное производство, которому ввиду выгодных цен казахстанцы и отдают предпочтение.
Например, если взять условный седан среднего класса, который выпускается у нас в стране, и аналогичный по характеристикам, габаритам и классу седан, который привозится к нам, соответственно, цена на них будет отличаться, казахстанского производства будет дешевле. Потому что в цене этого автомобиля утилизационных сборов, некоторых налогов в принципе нет. Почему? Потому что в этом суть государственной политики в любой стране, в которой так или иначе озабочены тем, чтобы свое производство создавать, — отметил Мискарян.
Ранее мы уже рассказывали, из чего складывается стоимость автомобилей в Казахстане. Почему у нас сложно локализовать производство и почти все детали импортные, читайте здесь.