Высшая аудиторская палата (ВАП) не отказывается от слов своего председателя Алихана Смаилова об убыточности нацкомпании «Қазақстан теміржолы» после заявлений министра транспорта Марата Карабаева о прибыльности перевозчика, передает корреспондент Press.kz.
В середине июля Марат Карабаев, выступая на брифинге в правительстве заявил, что с 2020 года КТЖ стала прибыльной. В 2023 году чистая прибыль компании после выплаты всех долгов составила 134 млрд тенге.
Месяцем ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов сообщал о долге КТЖ в 2,9 трлн тенге. А также об убытках компании по регулируемым тарифам (внутренние, экспортные и импортные сообщения, регулируемые уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий), которые составили за последние четыре года более 900 млрд тенге.
В ответ на запрос Press.kz в ВАП сообщили, что «Қазақстан теміржолы» находится в «красной» зоне кредитного риска, и этому есть несколько причин.
«Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В компании высокий износ железнодорожных сетей (54%), локомотивов (61%), вагонов (56%), устаревшие информационные системы управления железнодорожными перевозками, а также снижение уровня ликвидности в период с 2014 по 2023 годы в 2 раза — с 117 до 53%», — сообщили аудиторы.
Также отметили, что 45% от объема кредитного портфеля КТЖ направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств. Кроме того, в ВАП сообщили, что 73% всего грузооборота КТЖ перевезено по тарифам ниже себестоимости.
О тарифах нацкомпании высказывался и глава Минтранса. Карабаев отметил, что необходимо повышать тарифы в три раза, чтобы компания могла зарабатывать на продаже билетов. Также он заявлял, что рассматривают возможность раздела и продажи на IPO акции КТЖ.