Киностудия «Казахфильм» несет убытки на миллиарды тенге: что с ней не так

Главная киностудия страны последнее время больше известна не своими картинами, а скандалами. Это творческая деградация, обвинения руководства «Казахфильм» в коррупции. Последний момент особенно интересен, потому что мы наблюдаем полное проседание по сборам, но при этом видим многомиллионные траты на оборудование, модернизацию, ремонт и прочее. Нужна ли казахстанцам киностудия-паразит, которая сама практически ничего не производит, но продолжает тратить миллионы, разбирался корреспондент Press.kz.

Киностудия «Казахфильм» несет убытки на миллиарды тенге: что с ней не так
Фото:

Госзакупки «Казахфильма»

В конце января 2023 года на коллегии Министерства культуры и спорта РК министр Асхат Оралов сообщил, что киностудия имени Ш. Айманова в Алматы будет модернизирована. По мнению министра, эти меры позволят создать новые условия и улучшить технические возможности.

На расширенном заседании коллегии министерства Акан Сатаев рассказал о проблемах самого здания киностудии, пожаловался на гниющие стены и коммуникации.

Как только вы переступаете порог студии, заглянете в помещения, подвалы, так скажем, в реалии, вы начинаете понимать, как запущена вся материально-хозяйственная часть. С 70-х годов прошлого века, с момента своей постройки, не менялись инженерные сети. Стены, трубы и провода просто гниют, — негодовал он.

Однако, если открыть сайт госзакупок АО «Казахфильм», то мы видим, что большое количество лотов подходит под работы по модернизации /ремонту инженерных сетей либо какого-нибудь оборудования.

К примеру, немалое количество лотов идут под названиями «аварийно-восстановительные работы», «работы по ремонту либо реконструкции систем водоснабжения или водопровода», «работы по ремонту либо реконструкции канализационных систем», «работы по проектированию инженерных систем и сетей», «работы по ремонту либо установке крыш, кровельных перекрытий и связанные с этим работы», «услуги по техническому обслуживанию магистральных теплопроводных сетей или отопительных сетей и оборудования». Суммы можно увидеть разные – от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Такие крупные суммы ежегодно выделяется на ремонтные работы по обслуживанию здания АО «Казахфильм» имени Ш.Айманова. Почему здание продолжает пребывать, по словам Сатаева, в аварийном состоянии, неизвестно.

Но траты на ремонт помещения кажутся совершенно несущественными в сравнении с тратами на ремонт и модернизацию оборудования для съемок. На эти цели «Казахфильм» объявляет конкурс на несколько сотен миллионов тенге.

В качестве примера приведем один из последних лотов от 22 октября 2022 года. Тогда было объявлено о конкурсе на работы по ремонту либо модернизации оборудования для видео/фотосъемок. В описании двух лотов указано, что заказчиком является АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова. Полное наименование запрашиваемых услуг — работы по ремонту/модернизации оборудования для видео/фотосъемок и аналогичной деятельности, работы по модернизации звукового комплекса. Общая итоговая сумма указывается в размере 493 800 000 тенге, общая фактическая сумма договора указана в 257 042 552 тенге. Победителем закупки стало ТОО «ATG-Alatau Tech Group/АТГ — Алатау Тех Групп», тип закупки указан как однолетний.

Незадолго до этого, 27 сентября 2022 года стартовал прием заявок по конкурсу с аналогичным названием — работы по ремонту/модернизации оборудования для видео/фотосъемок и аналогичной деятельности. В описании лота указана другая сумма — 371 400 000 тенге. Однако здесь идет полное совпадение общей итоговой суммы и общей фактической суммы договора. Победитель отличается — ТОО «TV-Integration (ТВ-Интеграция)».

И лотов с подобным наименованием действительно много. 

Большие деньги тратит «Казахфильм» на программное обеспечение и консалтинговые услуги. 100 миллионов тенге потратила в 2021 году киностудия на единую информационную сеть – создание сети передачи данных на территории «Казахфильма». Победителем было объявлено ТОО «A-Priority Solutions».

На поставку программного обеспечения, консалтинговые услуги по внедрению информационной системы и поставку оборудования «Казахфильм» также не скупится. 372 758 000 тенге было потрачено в 2022 году на эти нужды. Победу одержало уже известное нам ТОО «ATG-Alatau Tech Group/АТГ — Алатау Тех Групп». Любопытно, что второе место заняло ТОО «TV-Integration (ТВ-Интеграция)».

(Для справки: не раз встречающееся в списках закупок «Казахфильма» ТОО «ATG-Alatau Tech Group/АТГ — Алатау Тех Групп» занимается оптовой торговлей электронным и телекоммуникационным оборудованием и их частями, сопровождением программного обеспечения, консультационные и практические услуги в области информационных технологий в городе Алматы).

Высоко оценивает «Казахфильм» свою информационную безопасность. Так, в 2021 году было потрачено 276 473 791 тенге на реализацию программно-аппаратного комплекса для обеспечения информационной безопасности, включая сопутствующее оборудование. Победителем оказалось ТОО «ST Networks».

По-настоящему баснословные суммы «Казахфильм» тратит на закуп оборудования. 26 августа 2022 киностудия объявила конкурс на закуп осветительного оборудования на сумму в 775 918 491 тенге. Победителем по конкурсу стало вновь стало ТОО «TV-Integration (ТВ-Интеграция)». Фактическая сумма незначительно отличается — 774 999 767 тенге.

(Для справки: регулярно побеждающее в крупных закупках на несколько сотен миллионов ТОО «TV-Integration (ТВ-Интеграция)» занимается оптовой торговлей электронным и телекоммуникационным оборудованием и их частями в городе Астана).

Сразу 752 415 821 тенге потратила киностудия на закуп цифровых камер осенью 2021 года. 5 цифровых кинокамер с полным обвесом и 1 высокоскоростная камера для съемок экшен сцен 1000 кадров в секунду приобретены у ТОО «ДНК-ТВ (DNK-TV)».

Окупается ли наше кино

Производство фильмов с 2019 года финансируется при поддержке Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК). В 2019 году в Казахстане был принят Закон «О кинематографии». Ранее все вопросы, связанные с развитием сферы кино, решались непосредственно Министерством культуры и спорта. «Казахфильм» же был основным регулятором киноотрасли, включая распределение госфинансирования на кинопроизводство. Показательный момент — за последние годы киностудия «Казахфильм» самостоятельно не произвела ни одного фильма. Практически все фильмы под логотипом «Казахфильма» за 15 лет произведены частными кинокомпания­ми-подрядчиками. Деятельность ГЦПНК направлена на распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, показ, прокат, и дальнейшее продвижение национальных фильмов. При этом «Казахфильм» до сих пор получает внушительные суммы, в том числе и на кинопроизводство, напрямую из министерства, в обход единого оператора. В последних поправках, принятых к Закону «О кинематографии» в 2022 году, предусмотрено выделение не менее 35% от общего объема бюджета госфинподдержки «Казахфильму». ГЦПНК, в соответствии с Уставом, поручены несколько функций, которые подразумевают извлечение дохода: например, «прокат и показ национальных фильмов». Однако расходов на продвижение, рекламу и т. п. в бюджетном финансировании ГЦПНК не предусмотрено.

Что по отечественным фильмам? Согласно открытым данным Министерства культуры и спорта РК, общая сумма государственных  расходов на производство национальных фильмов с 2001 по 2021 год составила около 78,5 млрд тенге и выросла более, чем в 30 раз (в 2001 году — 255 млн тенге, в 2021-м году – 8,5 млрд тенге). Общее количество произведенных картин за счет госбюджета, включая художественные, документальные, анимационные, короткометражные и дебютные, за этот же период изменилось лишь в 6,5 раза (в 2001-м году — 6, в 2021-м году — 36). Динамика роста объемов госфинансирования производства национальных фильмов в пять раз превышает динамику роста количества произведенных кинокартин. Можно прийти к выводу, что все эти годы политика в сфере кинематографии была ориентирована на освоение объемов выделяемого бюджетного финансирования. По сборам наших фильмов ситуация еще более печальная – с 1991 года практически ни один фильм, получивший финансовую поддержку из бюджета, не окупил расходов на производство.

Одной из проблем проката казахстанских фильмов можно назвать недостаточное количество кинотеатров в стране. Общеизвестно, что основная аудитория казахского кино проживает в сельской местности, поэтому нужно открывать больше кинотеатров именно в той местности. Необходима государственная программа кинофикации всех регионов страны. Малые и моногорода, райцентры и аулы очевидно неинтересны для частных прокатчиков ввиду недостаточности зрительской аудитории для коммерческих показов. Повод задуматься: в данное время в РК функционирует порядка 400 киноэкранов (не путать с кинотеатрами), в 1985-м году было 12 500 киноэкранов (не считая кинопередвижек). И эти цифры опять говорят сами за себя. Также отрицательно сказалась на жизни кинотеатров пандемия. Известно, что было закрыто более 10 кинотеатров. Для страны с таким небольшим количеством кинотеатров, это очень существенно.