Почему вы не можете выучить английский язык в Казахстане

У всех, наверное, есть такой приятель, родственник или коллега, который начал учить английский язык и всего за месяц сносно заговорил на нем. А некоторые люди учат языки годами и не могут похвастаться значительными успехами. Обычно в таких случаях говорят о предрасположенности к изучению языков, которая зашита в наших генах. У кого-то она есть, а у кого-то нет. Ничего, мол, не попишешь. Возможно, генетика и играет какую-то роль, но точно не ключевую. Что в действительно мешает казахстанцам осваивать новые знания? Разбирается Press.kz.

Почему вы не можете выучить английский язык в Казахстане
Фото:

Что там с генетикой?

Во-первых, зафиксируем “ген языка” действительно существует. Его описали в 2001 году. Дальнейшие исследования показали, что этот ген FOXP2 отвечает не только за языки, но и за саму способность к обучению. За первые 15 лет исследований с того момента, как FOXP2 был описан впервые, ученые обнаружили еще около десяти участков ДНК, так или иначе связанных с речью. То есть оказалось, что все устроено несколько сложнее, чем один переключатель для одной функции. Исследования продолжаются до сих пор. 

Важно обратить внимание на две вещи: ген FOXP2 есть у всех, а вот чего нет, так это научных свидетельств о ключевой роли генетики в процессе обучения. Мы не можем утверждать, во всяком случае пока, существует ли “генетическая предрасположенность” к изучению иностранных языков. 

А в чем тогда проблема?

Мир стремительно меняется, так быстро он не менялся никогда за всю историю человечества. К примеру, учебные пособия 100 или даже 50 лет назад считались практически единственным возможным источником новых знаний. Люди читали скучные книжки просто потому, что альтернативы не было. Развитие технологий позволило сократить все границы, в том числе и географические. Мы теперь можем пообщаться с носителем языка, не вставая с дивана. Вероятно, нужно менять и подход к обучению. 

Помимо того, что заниматься английским по устаревшим методиками может быть просто-напросто скучно, есть еще и проблема целеполагания. Вероятно, это характерно только для постсоветского пространства, где был едва ли не огнем и мечом насажден культ тотального знания, но иногда не совсем понятно, что с этими знаниями обо всем на свете делать. Возможно, проблема в том, что вы учите язык, чтобы выучить язык, а мозгу, в отличие от самурая, нужна понятная цель. Необходимо как можно четче сформулировать, для чего вы изучаете язык и какие конкретно навыки нужны вам для достижения этой цели. Прочесть в оригинале какую-то книгу, поступить в какой-то конкретный британский или американский вуз, устроиться на работу в международную компанию. 

Окей, с целью понятно. Что дальше?

Есть вероятность, что вам трудно фокусировать внимание на чем-то одном достаточно длительный промежуток времени. Это нормально – мы живем в эпоху клипового мышления, в котором, к слову, нет ничего плохого. Никогда еще человечество не писало и не читало так много. Вопрос: что и где мы читаем и пишем? Соцсети, мессенджеры, электронная почта и так далее. Вокруг настолько много всего и сразу, как с технологической точки зрения, “плейстейшн”, условно говоря, телевизор, смартфон, ноутбук и т.д., так и с контентной. Тут имеются в виду сериалы, книги, игры. Глаза разбегаются! Какой там английский? 

Для того, чтобы помочь себе сосредоточиться, нужно создать комфортную среду обучения. Выбирайте для занятий тихое место, где вас не будут отвлекать и беспокоить. Внесите занятия в рабочий календарь, сообщите коллегам, что час с такого-то по такое-то время в такие-то дни вы не будете на связи. Не занимайтесь ничем другим во время учебы. Здесь многозадачность не пригодится от слова совсем. И помните о базовых человеческих потребностях. Заниматься нужно, когда не голодны, хорошо выспались, не нервничаете и не торопитесь. 

Принято. И тогда я тоже за месяц заговорю?

Нет, и это одна из самых распространенных когнитивных ошибок. Мы ориентируемся на чужие быстрые результаты и не удосуживаемся даже шапочно изучить чужой опыт. Сколько обычно времени, в среднем, нам не нужны олимпийские рекорды, уходит на то, чтобы достичь целей, похожих на ваши? Что конкретно и с какой интенсивностью нужно делать? Выясняйте и ставьте перед собой реалистичные задачи. 

Так, например, для того, чтобы освоить английский с базового уровня до Upper Intermediate, потребуется 600 учебных часов. Это где-то два года обучения, при том условии, что вы занимаетесь с учителем трижды в неделю, выполняете домашние задания и регулярно практикуетесь – смотрите кино в оригинале или читаете книги. 

А нельзя как-то побыстрее? Может, специальные техники есть?

Коммуникация с носителем языка – это не просто обмен словами с учетом навыка их дешифровки и перенесения в другую среду. Язык – это основополагающая часть любой культуры, язык и культура это вещи взаимообуславливающие. Недостаточно знать просто перевод слов, один и тот же язык в книгах, учебниках, фильмах, сериалах может едва ли не кардинально отличаться в зависимости от местности, контекста или субкультуры. Словом, быстро не получится. Мало того, желание освоить что-то быстро может свидетельствовать о том, что вы отвыкли учиться.

Что же насчет “специальных техник”, то тут нужно обратить внимание, что для разных людей подходят разные методы. И если ваш приятель, родственник или коллега, который заговорил на английском за два месяца, использовал, например, какое-то конкретное приложение, это не значит, что оно подойдет и вам. Выбор метода – дело непростое, придется много перепробовать, но в конце концов вы найдете подходящий именно вам. Главное – не бросить на полпути.