Дело о пытках, совершенных в отношении журналиста Данияра Адилбекова сотрудниками КНБ, закрыли: в нем не нашли состава преступления, сообщает Press.kz.
Ранее журналист Данияр Адилбеков подал заявление на двух сотрудников Комитета нацбезопасности — Абишева и Какору, обвиняя их в пытках. По словам Адилбекова, сотрудники «выбивали» из него нужные показания.
Во время прений в суде адвокат Касым Дюйсекин отметил, что из-за волокиты при регистрации уголовного дела у Антикора не осталось возможности изъять записи с камер видеонаблюдения в ИВС департамента полиции Астаны. Однако брат Данияра, Адиль, смог предоставить запись, на которой видно, как Абишев выходит из здания ИВС после посещения Адилбекова, не уведомив его адвоката.
«Из этого подтверждается факт, что Абишев и Какора заходили. Данные сведения имеются в журнале записи, что он заходил без адвоката, они приобщены к материалам дела. В ходе анализа мною установлено, что досудебное расследование в отношении Адилбекова проведено поверхностно. В действиях следователя департамента Астаны Антикора Мырзакул имеет место бездействие в виде непроведения проверки и уточнения показаний на месте Адилбекова, хотя ранее данное ходатайство следователем было удовлетворено в полном объеме», — заявил адвокат журналиста.
Касым Дюйсекин также отметил, что следователь не расписал в постановлении о прекращении факты наличия легких телесных повреждений у Адилбекова, хотя соответствующая экспертиза была предоставлена органу.
Данияр Адилбеков в своем заявлении также просил привлечь руководителя межведомственной следственно-оперативной группы (МСОГ) Айжан Сартбаеву к уголовной ответственности по факту превышения и злоупотребления должностными полномочиями. Однако Адилбеков так и не был допрошен по указанным в заявлении обстоятельствам.
«Несмотря на удовлетворенные ходатайства о проведении НСД-3, это установление геолокации Абишева, Какоры и Сартбаевой, а также выемке детализации по абонентским номерам вышеуказанных лиц, органами данные мероприятия так и не были проведены. В рамках дела отсутствуют вообще какие-либо сведения по данному вопросу. В материалах уголовного дела отсутствуют протоколы осмотра изъятых сотовых телефонов у Абишева, Какоры и Сартбаевой, и непонятно, какое решение по ним принято: нет постановления о приобщении и нет постановления об исключении этих вещественных доказательств», — указал на нарушения в деле адвокат.
Касым Дюйсекин отметил, что аналогичная ситуация наблюдается и с документацией, изъятой в ИВС Астаны, где не были проведены анализ и осмотр записей, фиксирующих посещения Абишева, Какоры и Сартбаевой у Адилбекова без участия его адвоката.
«Органом не был допрошен заместитель ИВС ДП Астаны, на которого ссылается дежурный сотрудник ИВС, утверждая, что Адилбеков вел переговоры с женой в душевой по сотовому телефону с разрешения заместителя ИВС. "Зам сказал сотрудникам, что все это под его контролем". Не проведен допрос потерпевших с применением полиграфа, хотя данное ходатайство также было удовлетворено, а также по проведенным допросам потерпевших не проведены судебные и психолого-криминалистические экспертизы. Таким образом, как видите, уголовным делом Адилбекова занималась целая МСОГ, а делом в отношении Абишева, Какоры и Сартбаевой — лишь один следователь, без оперативного сопровождения», — отметил адвокат.
В результате дело о пытках в отношении журналиста закрыли.
Второй адвокат Данияра Адилбекова, Адилжан Маутканов, отвечая на вопрос о затянувшейся паузе в суде (суд по делу Адилбекова дошел до стадии прений и прервался на месяц), предположил, что эта пауза была не случайной и связана с процессом закрытия дела о пытках в отношении его подзащитного.
12 сентября Данияр Адилбеков рассказал в суде о пытках и угрозах сотрудников КНБ, которые таким образом выбивали из него нужные показания. Столичный департамент Антикоррупционной службы по заявлению Адилбекова начал досудебное расследование по статье 415 «Принуждение к даче показаний» в отношении сотрудников КНБ и МВД.
Напомним, журналиста Данияра Адилбекова и нефтетрейдера Ерлана Саудегерова судят в Астане.
Журналиста обвиняют по двум статьям — «Ложный донос» на вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова и «Распространение заведомо ложной информации» о журналистке Гульжан Ергалиевой и топ-менеджере аэропорта Астаны Альжавдере Юсуфе М. Второй обвиняемый фигурирует только в эпизоде, связанном с вице-министром Аккенженовым. По версии следствия, он якобы предоставил журналисту ложную информацию, которую тот затем разместил в анонимном Telegram-канале «Дикая Орда».
16 октября прокурор запросил для журналиста Данияра Адилбекова – 5 лет колонии за посты в Telegram-канале «Дикая Орда», нефтетрейдера Ерлана Саудегерова – 4 года колонии.