Казахстанский коуч и психолог Гульмира Шауенова высказалась на своей странице в Facebook о чрезмерном присутствии русской литературы в жизни юных казахстанцев. Однако в Министерстве просвещения заявили, что школьники в таком же количестве изучают казахскую и зарубежную классику, передает Press.kz.
Она заявила, что в школе нудно и долго изучают русскую литературу и пишут сочинения по таким произведениям, как «Преступление и наказание», «Война и мир». Все это автор публикации назвала «мусором» для мозга подростков.
Шауенова возмутилась, почему на уроке «Русская литература» нет ни одного сочинения по произведениям казахским писателей. Однако в комментариях пользователи ей ответили, что произведения казахских классиков не должны присутствовать в русской литературе — для этого в программе имеются отдельные предметы.
Но на этом Гульмира Шауенова не остановилась. Она также публично задалась вопросом, почему в одной из алматинских школ, где ей пришлось учиться, «в неокрепшие умы насаждалась русская культура». В особенности она осталась недовольна «бредом шизофреника Достоевского и Раскольникова». Также Шауенова считает, что произведение «Муму» Ивана Тургенева и вовсе травмирует трехлетних детей.
Мы должны защитить наших детей от этого насилия, насаждения и влияния русского мира. Мысли вслух, — сказала она.
Но многие не поняли, как именно обычный рассказ может травмировать трехлетнего ребенка, если в таком возрасте ни один малыш даже читать не умеет. Да и вряд ли казахстанские родители выбирают читать на ночь детям «Муму», а не «Колобка» или «Сказку о рыбаке и рыбке».
Примечательно, что с мнением Шауеновой оказались солидарны многие, включая казахстанского политолога Сырыма Иткулова. Он также заявил, что настало время отказаться от предмета «Русская литература» в пользу мировой.
А теперь спрашивается, зачем нашим детям в 2023 целый предмет, где нужно писать сочинения именно по романам «Война и мир», «Преступление и наказание». Почему именно наши дети пишут про Достоевского? Или «Муму» Тургенева. Можно же было добавить тех же Экзюпери, Сэллинджера, Толкиена, Кафку и Хемингуэя? — заявил он.
Осмелимся предположить, что поддержавшие однобокий пост Шауеновой даже не попытались вникнуть вглубь проблемы. В Министерстве просвещения в ответ на вышеуказанные убеждения и аргументы нам объяснили по полочкам, что именно сейчас читают казахстанские школьники. Выяснилось, что помимо не угодивших блогерам русских классиков, в учебных заведениях в таком же количестве изучаются произведения зарубежных и казахстанских авторов.
Из мировой литературы в программу включены произведения Джека Лондона, Оскара Уайльда, Константина Бальмонта, Рэя Брэдбери и Жюля Верна. Наряду с этим ребята знакомятся с литературой известных казахстанских писателей и поэтов, включая Абая Кунанбаева, Магжана Жумабаева, Шакарима, Сакена Сейфуллина, Мукагали Макатаева, Габита Мусрепова, Сабита Муканова, Ильяса Жансугурова, Мухтара Ауэзова, Олжаса Сулейменова и Мухтара Шаханова, — рассказали в Минпросвете.
Также в ведомстве поспешили «разоблачить» лидеров общественного мнения, заявив, что в школах с казахским языком обучения предметы «Қазақ тілі» и «Қазақ әдебиеті», изучаются отдельно в качестве первого языка, а интегрированный предмет «Русский язык и литература» в качестве второго языка.
Соответственно, в школах с русским языком обучения в качестве первого языка изучается «Русский язык», «Русская литература», а в качестве второго языка интегрированный предмет «Казахский язык и литература».
К слову, русскую литературу изучают во многих американских школах. Несмотря на то, что в США отсутствует обязательная программа списков литературы и школьники читают то, что выберут сами, произведения именитых авторов встречаются в рекомендательных списках. Например, Polk County Public Schools советует своим ученикам и учителям ориентироваться на следующие произведения: