Голоса за Amanat таяли на глазах: наблюдатель рассказала о проверке бюллетеней

Социолог Камила Ковязина в социальных сетях рассказала о том, как провела день выборов в качестве наблюдателя. По ее словам, все шло хорошо, пока не начался подсчет бюллетеней, передает Press.kz.

Голоса за Amanat таяли на глазах: наблюдатель рассказала о проверке бюллетеней
Фото:

Она пояснила, что день проходил в спокойном формате, a избирательная комиссия вела себя дружелюбно пока не начался подсчет голосов. Все бюллетени были тихо разделены между сотрудниками участка и проверялись без лишнего шума, пока 13 наблюдателей не потребовали показать им галочки на бланках. Ковязина сообщила, что председатель комиссии резко «забыл» законы, начал игнорировать их просьбы и даже угрожал участковым. Однако под натиском активистов часть бюллетеней была перепроверена под надзором заместителя председателя.

Она решила проверить кучку бюллетеней в Мажилис по партийным спискам, которая была за Amanat, и что бы вы думали, прямо на наших глазах куча начала таять. Некоторые попадали в кучку с порчеными, некоторые в кучку с «против всех», некоторые в кучки других партий. Они пересчитывали эти кучки по пятьсот раз, совещались, звонили кому-то, писали, уходили, опять пересчитывали. Мы увидели тихую панику, — рассказала социолог.

Ковязина подчеркнула, что на ее участке за Amanat нашлось 182 голоса, за Respublica – 150, a Ауыл – 80. Вариант «против всех» был отмечен 130 раз. После их подсчета необходимо было проверить протоколы выборов, которые долгое время не выдавали наблюдателям. Сначала в участке сломался принтер и копировальная машина, a затем эти документы не хотели заверять печатью и подписью.

Это было так глупо: на обеих сторонах «баррикад» добрые хорошие люди, которые пытаются делать свое дело. Только как будто они враги. Потом вышли результаты экзит-полла, и стало как будто уже не так страшно, что другие партии набрали много голосов, но принтер и копир все еще не работали, а Роман Реймер (еще один наблюдатель — прим.ред.) дал добро взять хотя бы просто фото. Было уже 1:30, — сообщила Ковязина.

Социолог отметила, что из-за доверенных лиц одномандатников действительно стало проще спорить с избирательной комиссией. Их воспринимают легче, чем независимых наблюдателей.

Хотя председатель ставил это себе в заслугу — мол, на других участках всех вот этих крикунов хором в автозак и увозили, а у меня, видите, вы права качаете. Но все равно этот страх подчиненных людей сделать что-то не так неимоверно огромен. Я спросила: чего вы боитесь? Что вас уволят? Говорят: да нет, вроде, не уволят. А тогда чего? Неясно, — выделила она.

Читайте также: В Шымкенте подвели итоги выборов еще до голосования

Тем временем, кандидат в депутаты Санжар Бокаев обратился к президенту Казахстана с требованием признать итоги выборов нелегитимными. Он заявил, что избирательная комиссия нагло переписывает результаты голосования.