Как лучше всего ментально подготовить казахстанских школьников к новому учебному году

Первый школьный звонок возвестил учащимся и их семьям, а также педагогам о начале большого марш-броска расстоянием в 9 месяцев. И в этом марафоне участвуют все. Иные родители словно передают своих детей «на хранение» в школу, другие, наоборот, ревниво контролируют процесс учебы. Разбираемся в проблемах начала учебного года — как начать длинный учебный процесс без стресса, передает iapn.kz.

Как лучше всего ментально подготовить казахстанских школьников к новому учебному году
Фото:

Виктория Левина, когнитивный психотерапевт, психолог-физиолог и приходский психолог Вознесенского собора в Алматы рекомендует:

Как правило, родители выбирают учебное заведение по принципу – ближе к дому. Но нужно выбирать преподавателя, обладающего определенным педагогическим подходом, который бы учитывал индивидуальное развитие и индивидуальные особенности ученика. Методика, когда детей равняют под один шаблон более или менее успевающих, устарела.  Но, увы, так легче работать педагогам. В частных и дистанционных школах (появились и такие) уже применяют методики индивидуального подхода.

По мнению психолога, следует учитывать, что базовая потребность познания и любопытства заложена в ребенке изначально. В мозге есть определенные участки, которые отвечают за новизну и интерес познания.

Если ребенка слишком рано отдают на дошкольную подготовку, и дети там встречаются с педагогами, работающими по старому шаблону авторитарного метода, то природное любопытство у школьников, к сожалению, забивается. И в результате мы к первому классу видим у ребенка нежелание учится. Хотя к 6-7 годам человеку свойственно от природы стремление познавать, — предостерегает Левина.

При этом психолог просит родителей школьника категорически воздержаться от того, чтобы сравнивать своих детей с другими.

Никогда не сравнивайте своих детей с кем бы то ни было, даже с сестрами и братьями. Мы все индивидуально разные – психологически, физиологически, гормонально, эндокринно. Поэтому требовать от ребенка каких-то проявлений активности, не свойственных его возможностям, бессмысленно, — отметила Левина.

Общеизвестно, что подчас родители школьника пытаются воплотить в детях собственные несостоявшиеся амбиции: «Ты должен заниматься музыкой!», «Ты будешь математиком!». Психолог подчеркивает: «Подобные установки создают стрессовые, а порой травматические ситуации и даже могут сломать ребенка».

Самая же главная рекомендация родителям школьников – делать акцент на достижениях ребенка.

Еще вчера он не мог что-то сделать, а сегодня уже умеет. Похвалите его за это, порадуйтесь за него. Ребенок должен ощутить свои способности, попробовать их. Есть определенные задатки, заложенные в природе человека, их следует выявить. Если у родителей есть воодушевление в совместных занятиях с ребенком, то и у него ответно сияют глаза. Если же у ребенка систематически не получается что-то и со временем угасает энтузиазм, то не стоит чрезмерно заставлять, давить, уговаривать продолжать заниматься нелюбимым предметом. Возможно, на данном этапе определенная сфера занятий – это не то, что ему нужно. Отступите и ищите то направление знаний, которое радует вашего ребенка, — считает психолог.

О чем спросить учителя?

Родителям-перфекционистам, стремящимся заполнить время своих детей сплошной учебой, стоит спросить:

  • Имеются ли внеурочные часы занятий?
  • Нужно ли их оплачивать?
  • И сколько часов в неделю отведено этим занятиям?
  • Предусмотрены ли дополнительные занятия после основных уроков?
  • Дадут ли детям часовой перерыв?
  • Где им находиться в свободный час?
  • Во сколько заканчиваются уроки?
  • Чем заняты дети на переменах?
  • Имеется ли в школе продленка?
  • Нужно ли за нее платить? И сколько?
  • Есть ли категория льготников?

Отдельная важная тема — о питании детей. Родителям школьников надлежит выяснить для себя все о школьном меню, о стоимости завтрака и обеда. Надо также заранее поинтересоваться системой каникул.

Родителям детей с особенностями обязательно нужно спросить о психологической службе школы. Ведь особенного ребенка должен сопровождать тьютор. Оборудован ли класс релаксации, где их ребенок сможет находиться во время уроков по сложным предметам? И в принципе, какое отношение сложилось в школе к особенным детям?

Заранее предвидя конфликты между детьми, а также между учениками и учителями, родителям нужно узнать, как именно будет происходить урегулирование конфликтов? Один из главных вопросов — о безопасности детей. Спросите, как организована пропускная система и имеется ли охрана?

Задав все эти вопросы, родители смогут получить базовое представление об учебном заведении, и, соответственно, быть спокойнее, отдавая детей в школу.

Галина Галкина