Министр транспорта РК Марат Карабаев, отвечая на вопрос Press.kz, признал, что Казахстан может производить авиатопливо JET A-1, однако инфраструктура в части его хранения не готова, передает Press.kz.
По словам Карабаева, отечественные НПЗ не могут покрыть собственные потребности, отчего Казахстан вынужден ежегодно импортировать до 300 тысяч тонн топлива из России. Но такой расклад вещей, по всей видимости, не устраивает Минтранспорта, поэтому было решено использовать авиатопливо марки JET A-1 из Китая и других соседних стран.
И это при том, что все три казахстанских нефтеперерабатывающих завода АО «НК «КазМунайГаз» — Атырауский НПЗ, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ (ПКОП) прошли модернизацию и могут производить авиатопливо, но инфраструктура в аэропортах не позволяет этого сделать. Об этом Press.kz писал здесь.
У наших нефтеперерабатывающих заводов есть возможность переходить на JET А-1. Займет 3-4 недели. Но объем от этого не увеличится. Для авиакомпаний разницы нет — ТС-1 или JET А-1. Даже иностранные авиакомпании, которые останавливаются у нас, могут заправляться как JET А-1, так и ТС-1. Разница только в условия хранения. ТС-1 более морозостойкий, чем JET-A1. Производство JET-A1 дороже, чем ТС-1. Это будет влиять на стоимость авиабилетов. Инфраструктура, именно в части хранения, не готова, чтобы хранить JET-A1, — признал Карабаев.
При этом он уточнил, что топливозаправочный комплекс аэропорта Алматы проходит модернизацию и с июня 2024 года переходит на использование топлива марки JET A-1, правда его планируют импортировать из Китая. То топливо, которое сейчас аэропорт Алматы потребляет, будут перенаправлять на другие рейсы.
Авиатопливо планируют импортировать из Китая в аэропорт Алматы с точки зрения географической привлекательности, потому что Китай — соседняя страна.